Показать сообщение отдельно
Старый 02.02.2019, 11:30 #3079
Аватар для Евгений Тихомиров
Евгений Тихомиров Евгений Тихомиров вне форума
 
Регистрация: 27.04.2016
Адрес: Москва
Сообщений: 4,448
Евгений Тихомиров Евгений Тихомиров вне форума
Аватар для Евгений Тихомиров
 
Регистрация: 27.04.2016
Адрес: Москва
Сообщений: 4,448
По умолчанию

Белозерско-онежский водный путь В течение XIX в. были предприняты попытки преодолеть транспортную и экономическую изолированность Олонецкого края и Архангельской губернии путем создания канала герцога Виртембергского, действующего до сих пор под названием Северо-Двинской судоходной системы. Лишь в начале XX столетия этот канал в результате нескольких перестроек и усовершенствований стал соответствовать параметрам Мариинской системы, с которой он соединялся в районе деревни Топорня. Причем и он не мог в полной мере решить проблему транспортной изолированности европейского севера России, так как, во-первых, судоходство по Сухоне и верхнему течению Северной Двины осуществлялось лишь с мая до середины июня, а, во-вторых, и эта система не решала все проблемы Каргополя, который остался в стороне даже от железной дороги на Архангельск, проложенной к 1898 г.
Следует заметить, что торговые связи Каргополя с более освоенными западными районами России прослеживаются со времен Новгородской феодальной республики, форпостом которой на северо-востоке и являлся этот старинный русский город. Через него пролегал волоко-речной путь из Новгорода к Беломорью. Он начинался из озера Долгое и через реку Ухтома, протекающую через почти заросшие к настоящему времени озера Песочное, Безменово, Зарослово, Сковородка, Наслебенко, Передейко и Круглец и речку Модлона, проходил в реку Елгома, впадающую в озеро Елгомо, являющееся своеобразным заливом Чарондского (Воже) озера. Из него рекою Свидь далее попадали в озеро Лача и в берущую в нем начало реку Онега, спустившись по которой достигали Окиян Моря142. Часть этого пути от Модлоны до устья Онеги в Белом море использовалась каргопольцами при высокой воде вплоть до второй половины XIX в., невзирая на тяжелые пороги в среднем течении Свиди и на Онеге.
Впервые идея создания водяного сообщения Санкт-Петербурга с Архангельским портом с использованием рек и озер Каргопольского края нашла выражение в следующем документе от 6 июля 1800 г.
«Указ Его Императорского Величества Самодержца всероссийского из Каргопольского нижнего земского суда устможскому волостному правлению. Сей земской суд, слушав сообщение Департамента водяной коммуникацией землемера Коллежского секретаря Маклокова коим предписывает по Высочайшему Е.И.В. соизволению, последовавшему на доклад Государственной адмиралтейств коллегии вице Президента водяной коммуникацией Главного Директора и кавалера графа Григория Григорьевича Кушелева командирован он для обследования разных местоположениев и измерения рек Водлы, Кены, Онеги и других к соединению водяной коммуникаций С. петербургского порта с Архангельским…»143.
Работы по этим изысканиям, как и многие другие нетривиальные начинания императора Павла I, после его убийства были приостановлены.
Идея создания искусственного судоходного соединения по описанной выше трассе новгородского торгового пути возникла в 1866 г., а ее авторами были гласные Каргопольского земского собрания – крестьянин Попов и местный лесничий Министерства государственных имуществ, имя которого не сохранилось в памяти потомков. Каргопольский уездный исправник Калугин рассказывает о Березкин Д. Лаче-Кубенский канал (по поводу соединения Балтики с Беломорьем) // Олонецкие губернские ведомости. 1898. № 37. С. 3.
Цит. по: Олонецкие губернские ведомости. 1892. № 92. (Петрозаводск, 1898). С. 2.
Аохангельской губернии // Сборник материалов об артелях в России. Вып. 2. (без места и даты изд.). С. 152).
Калугин [Уездный исправник] К вопросу о соединении реки Шексны с рекой Онегою // Олонецкие губернские ведомости. № 11. Каргополь, 1877. С. 113.
Калугин [Уездный исправник]. К вопросу о соединении реки Шексны с рекой Онегою // Олонецкие губернские ведомости. 1877. № 11. С. 114-115.
Белозерско-онежский водный путь Осенью 1875 г. Каргопольское уездное земское собрание, по инициативе того же крестьянина Попова, возбудило ходатайство о соединении озера Лача водным путем с озером Кубенское, то есть с каналом герцога Виртембергского и Мариинской системой «с целию предоставить местному населению возможность производить сбыт своих произведений, заключающихся в лесных материалах – помимо закрытого для него условиями контракта с компаниею Онежского лесного торга Онежского порта на Белом море, по системам к Балтийскому и Каспийскому морям»147.
Ходатайство это было направлено губернатором Олонецкой губернии Г.Г. Григорьевым министру путей сообщения генерал-адъютанту, адмиралу К.Н. Посьету, который одобрил идею соединения Мариинской системы с рекой Онега в виду ее транспортно-экономического значения, а так же «и имея в виду являющуюся потребность в изыскании способов по устройству водохранилищ для питания Кубенского озера и всей северной судоходной системы»148, то есть для устранения отмеченных выше ограничений судоходства на Сухоне и в верхнем течении Северной Двины. В том же году в Каргополь был направлен для выполнения изысканий трасс будущего соединения помощник начальника II Округа путей сообщения, инженер, действительный статский советник Л.С. Мысловский149.
Ему предписывалось провести исследования в районе между рекой Онега и Кубенским озером по следующим трем направлениям:
• «по рекам Уфтюге, Ухтомице, Вонданге и Свиди, с входящими в эту систему озерами и отдельным плесом;
• по рекам Сусле, Веретьи, Перешной, Модлоне и Свиди, со входящими озерами;
• по рекам Сусле, Веретьи, Перешной, Еломе и Свиди, с озерами»150.
Целью изысканий было составление наиболее рационального предварительного проекта непрерывного судоходного пути и создания водохранилищ для питания Северо-Двинской системы.
Одновременно с этими работами, в связи с разработкой Министерством путей сообщения проектов соединения Балтийского бассейна с Беломорским наиболее удобным, кратким и дешевым водяным путем, инженеру Мысловскому было поручено собрать на месте предварительные справки и сведения о следующих направлениях:
• «от реки Онеги – река Кена, озеро Кенозеро, реки Талица, Корба, озеро Гусейноозеро, река Водла.
• оз. Лаче – р. Ухта, оз. Ухтозеро, р. Сойда, оз. Кемозеро; далее по трем системам: Кемозеро соединить посредством из более удобных прилегающих рек и озер с рекою Андомой; Кемозеро, р. Кема, р. Ковжа; и Кемозеро соединить с Ковжским озером и далее по р. Ковже»151.
Продолжение системы до Кубенского озера было намечено во время полевых изысканий в 1875-1876 гг. В качестве ключевого участка соединения рассматривалось водораздельное болото, которое, «давая начало с севера – речке Вондога, Изыскания по проекту соединения системы реки Онеги с Кубенским озером и реками Водлою, Андомою и Ковжею // Олонецкие губернские ведомости. 1876. № 20. С. 212.
Там же.
Калугин [Уездный исправник]. К вопросу о соединении реки Шексны с рекой Онегою // Олонецкие губернские ведомости. 1877. № 11. С. 112.
Изыскания по проекту соединения системы реки Онеги с Кубенским озером и реками Водлою, Андомою и Ковжею // Олонецкие губернские ведомости. 1876. № 20. С. 212.
Там же.
впадающей в Чарондское озеро, а с юга Ухтомице, впадающей в многоводную и вполне судоходную реку Уфтюга, несущую свои воды в Кубенское озеро, служит водоразделом пути»152. Длина болота между верховьями рек Вондога и Ухтомица составляла не более 4 км, а превышение уровня над истоками по середине болота
– 6–8 м. Было установлено, что проведение по нему канала глубиной до 10 м и шириной 20–25 м не представило бы особых затруднений, так как болото сложено рыхлыми торфяниками, поросшими сосновым редколесьем с кустарниками.
Евгений Тихомиров вне форума   Ответить с цитированиемОтветить с цитированием