Показать сообщение отдельно
Старый 21.11.2018, 13:53 #2889
Аватар для Евгений Тихомиров
Евгений Тихомиров Евгений Тихомиров вне форума
 
Регистрация: 27.04.2016
Адрес: Москва
Сообщений: 4,448
Евгений Тихомиров Евгений Тихомиров вне форума
Аватар для Евгений Тихомиров
 
Регистрация: 27.04.2016
Адрес: Москва
Сообщений: 4,448
По умолчанию

Не зли капитана
Впрочем, у компании имелись не только достоинства. Работа пароходства вызывала много нареканий. Пассажиры жаловались на грубость матросов и капитана, явно наделенного слишком большими правами: по правилам компании он мог высадить не подчинявшегося ему пассажира в любом населённом пункте. И, видимо, нередко так и поступал. Кроме того, подобно купцу Ненюкову, «Пароходство по Волхову» при наличии более дешёвых билетов старалось продать дорогие. Пассажиров 1-го и 2-го классов загоняли в душные каюты: «При отличной погоде надо было отказаться от чистого воздуха и живописных берегов и отправиться в каюту, наполненную смрадом вонючих папирос и только что снятых со стола щей».
В конце XIX века в Новгороде существовали две пароходные пристани: Волховская, располагавшаяся в конце Буяновской улицы, у Лерховского бульвара, и Старорусская — в конце Большой Михайловской улицы.
Тем временем почти всё судоходство по Волхову и Ильменю перешло к купцам Забелиным. В начале XX века по Волхову ходили пароходы «Андрей Забелин», «Мария Забелина», «Отец Иоанн Кронштадтский».
Жалобы на качество обслуживания не прекращались. В 1908 году очевидец писал: «Пароход «Андрей Забелин» ходит так тихо, что один из пассажиров, немец, справедливо заметил, что скорее можно попасть из Берлина в Америку, чем из Соснинки в Гостинополье», а пароходная администрация «дошла до последних пределов самоуправства».
Кто тут сухой?
В 1924 году насчитывалось пять пароходных линий: Новгородская (между Новгородом и станцией Волхово), Старорусская (от Волхово до Старой Руссы), Гостинопольская (между станцией Волхово и городом Волховом), Мстинская (от села Холова до Новгорода) и Ловатская (от Старой Руссы до села Черенчицы с заходом в село Антипово).
А нравы все так же оставляли желать лучшего. Ходивший между Бронницей и Новгородом по Сиверсову каналу пароход «Великий Октябрь» давал такую высокую и крутую волну, что она заливала соседние челны, при этом «на пароходе ждут этого удовольствия и весело хохочут над пострадавшими».
Не лучше повели себя капитан и команда судна «Всесоюзный староста Калинин» (бывший «Отец Иоанн Кронштадтский»), ходившего от Старой Руссы до Новгорода. На их глазах стала тонуть шедшая от противоположного берега лодка с 18 пассажирами, а они «смеялись, радовались развлечению». При этом рядом с пароходом стояла свободная большая лодка, вмещающая 80 человек.
В другой раз дело и вовсе обернулось трагедией — из-за того, что пароход не сбавил ход, лодка со спешившими к нему пассажирами ударилась в лопасть пароходного колеса и перевернулась. В холодной ноябрьской воде оказалось 20 человек, двоих спасти не удалось.
«Невольно слеза набежит»
В 1944 году после освобождения Новгорода пароходное сообщение было возрождено. Были организованы линии Волхово — Новгород — Шимск (пароход «Форель») и Новгород — Мста («Усть-Луга»). В последующие годы в город возвращались старые и появлялись новые пароходы («Всесоюзный староста Калинин», «Коммунар», «Онега», «Экстра» и другие). Организовывались новые маршруты, даже внутригородской — Юрьево — Колмово.
При этом небольшой полученный по репарации финский пароход «Экстра», переименованный затем в «Волхов», занимался перевозом пассажиров с одного берега на другой. Ведь Волховский мост был разрушен немцами при отступлении.
Воспоминания об «Экстре» сохранились не только у жителей послевоенного Новгорода, но и у приезжих археологов, возобновивших раскопки в 1947 году. Небольшой пароходик даже стал частью археологического фольклора:
Раскинулся Волхов широко,
По Волхову «Экстра» спешит.
Как вспомнишь — вздохнёшь ты глубоко,
Невольно слеза набежит.
К 1960-м годам пароходы были вытеснены теплоходами. В настоящее время речной пассажирский транспорт, на протяжении полутора столетий являвшийся одним из главных в Новгородской губернии, окончательно превратился в развлечение для туристов.

Илья ХОХЛОВ,
Вячеслав ВОЛХОНСКИЙ,
Евгений Тихомиров вне форума   Ответить с цитированиемОтветить с цитированием